Блокировки
дифференциала - это мероприятия, которые направлены на увеличение крутящего
момента на оси с лучшим сцеплением. Они необходимы по той причине, что в
противном случае при пробуксовке одного из колёс ведущей оси на второе
передаётся крутящий момент недостаточной величины.
Блокировки дифференциала достигаются одним из следующих
действий:
-
ограничение вращения сателлитов;
-
соединение корпуса дифференциала с какой-либо
полуосью.
При этом на сегодняшний день принято различать частичные и
полные блокировки дифференциала.
Под полной блокировкой принято понимать жёсткое соединение
различных частей дифференциала. В результате крутящий момент полностью
передаётся на то колесо, которое имеет лучшее сцепление.
Что касается частичной блокировки дифференциала, то он
отличается от первой разновидности тем, что величина энергии, которая
передаётся на отдельные детали, здесь ограничена. При этом крутящий момент
повышается соразмерно данной величине.
Для того, чтобы оценить величину повышения крутящего
момента, было введено такое понятие, как коэффициент блокировки. Под данным
термином принято понимать размер увеличения количество энергии, которое
передаётся на свободное колесо с лучшим сцеплением. В том случае, если
дифференциал симметрично свободен, то в данной ситуации коэффициент блокировки
будет равен 1. Это обусловлено тем, что крутящий момент на каждом из колес
будет равным. Если же дифференциал является заблокированным, то коэффициент
может увеличиваться до 5. В том случае, когда данный показатель повышается до
более высоких значений, то вряд ли кто-то сумеет дать гарантию сохранности
трасмиссии автомобиля, так как на неё будет оказываться слишком большая
нагрузка.
Помимо этого все блокировки
дифференциала можно разделить на принудительные и автоматические. К первой
группе относятся те из них, что выполняются руками водителя. Что касается
блокировок второго типа, то они реализуются посредством использования
специальных приспособлений, которые называются самоблокирующимися
дифференциалами.
Стоит отметить, что ручная блокировка дифференциала
осуществляется при помощи такого устройства, как кулачковая муфта. Основной
задачей данного приспособления является обеспечение максимально жёсткого
соединения полуоси с корпусом дифференциала. В случае с таким типом блокировки
важное значение имеет привод, благодаря которому достигается размыкание/замыкание кулачковой муфты. На сегодняшний день
различают следующие его виды:
-
электрический;
-
механический;
-
пневматический;
-
гидравлический.
В случае с электрическим приводом замыкание/размыкание
кулачковой муфты производится благодаря работе электрического двигателя. При
этом блокировка дифференциала осуществляется при помощи нажатия на специальную
кнопку, которая располагается на приборной панели.
Если используется механический привод, то для блокировки дифференциала водитель
просто перемещает рычаг в соответствующее положение. Автомобиль при этом
неподвижен. Принцип действия подобного привода заключается в том, что он
объединяет систему рычагов и тросов в одно целое.
Основной деталью пневматического привода является
пневмокамера. Ну а гидравлический привод состоит из 1 главного и 1 рабочего
цилиндров.
Что касается самоблокирующегося дифференциала, то на
сегодняшний день различают 2 основные его разновидности: от разности крутящих
моментов и от разности угловых скоростей. В свою очередь каждая из этих
разновидностей подразделяется на несколько подвидов. Самоблокирующийся
дифференциал представляет собой своего рода компромиссный вариант между полной
блокировкой дифференциала и свободным дифференциалом.
Доверять работы, касающиеся дифференциалов, следует
настоящим профессионалам. Только так можно достичь стабильного увеличения
крутящего момента на колесе, обладающим лучшим сцеплением.